Выдающиеся люди Алтая

Булдаков Алексей Иванович

Cоветский и российский актёр театра и кино, народный артист России.

Горбачёва Раиса Максимовна

Советский и российский общественный деятель, супруга М.С. Горбачева.

То, что россияне не могут повлиять на судьбу наших лесов — это миф

23.06.2011
Управление лесами – это дело государства, а от меня лично ничего не зависит — так думают большинство россиян. WWF выпускает четвертый из наиболее распространенных мифов о российских лесах.
Лес – это не просто природный ресурс, как нефть или газ, который может использоваться бизнесом для получения прибыли. От многих других природных богатств лес отличается тем, что это возобновляемый ресурс, т.е. при рациональном, устойчивом использовании лесов из них можно получать древесину, ягоды, грибы, сотни других видов сырья, использовать как место отдыха неограниченное время, в течение жизни многих поколений людей. Кроме того, леса являются местом обитания тысяч видов живых существ, сдерживают неблагоприятное изменение климата в планетарном масштабе. На местном уровне леса являются ключевым фактором обеспечения локального благоприятного климата, сохранения плодородия почвы, поддержания водного баланса, чистого воздуха – тем самым, сохранение площади, биологического разнообразия, жизнеспособности и качества лесов является жизненно необходимым для каждого жителя планеты, для каждого жителя России.
В России нет частной собственности на леса, и управление практически всеми лесами, за редкими исключениями, находится в руках государства – федеральных (Рослесхоз) и региональных органов власти.
- Можем ли мы полностью довериться государству, которое от нашего имени управляет лесами?
- Всегда ли при принятии решений по использованию лесов государство основывается на актуальной научной информации, учитывает долговременные интересы граждан страны и бизнеса, потребности местного населения, живущего вблизи используемых лесов?
Результаты рейтинга управления лесами в субъектах Российской Федерации, проведенного WWF России в 2010 г. показывают, что управление лесами во многих регионах России ведется на довольно низком уровне. Достаточно привести пример, что лишь единичные регионы страны (например, ХМАО-Югра, Вологодская обл.) располагают актуальной информацией хотя бы о части лесного фонда – лесоустроительные материалы, дающие информацию о площади, породном составе, возрастной структуре, состоянии леса устарели более чем на 10 лет. Ни о каком информированном управлении лесами в таких условиях говорить не приходится. За десятилетия непродуманных реформ лесное хозяйство растеряло кадровый, научный и технический потенциал, зачастую за принятие важнейших управленческих решений и на федеральном, и на местном уровнях, отвечают люди, даже не имеющие б азового лесохозяйственного образования. Леса России гибнут от лесных пожаров, вредителей и болезней, нелегальных рубок, хищнического использования.
Мы, граждане России, должны проявить гражданскую активность и заинтересованность в управлении лесами – без нашего деятельного участия, без контроля со стороны общества нет твердой уверенности, что государство будет заинтересовано или способно соблюдать наши интересы и интересы следующих поколений.
Лесной кодекс РФ (2006 г.) в ст. 1 закладывает базу для вовлечения населения в управление лесами: «лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: … (7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве …».
Тем не менее, слово «общественность» далее в Лесном кодексе не упоминается и никаких подзаконных нормативно-правовых актов, инструкций и официальных руководств по обеспечению информирования общества о лесах и обеспечения вовлечения общественности в управление лесами в России не имеется, хотя, согласно опросу, проведенного ВЦИОМ под эгидой WWF России, 86 % россиян считают необходимым информировать население о состоянии лесов, планах посадки или вырубки, 72 % респондентов готовы принять самое активное участие в публичных слушаниях по планам лесопользования.
Одним из механизмов вовлечения общественности в управление лесами может быть «модельный лес», в том числе, реализованный на примере проекта WWF России «Псковский модельный лес». Различные формы общественного участия в управлении лесами реализуются предприятиями лесного сектора России, сертифицированными по схеме FSC. В рамках сертификации по схеме FSC компания должна проводить консультации с местным населением и другими заинтересованными сторонами, знакомить их с планами лесоуправления, выделять отказываться от рубок в лесах, имеющих высокое социальное и ли экологическое значение, способствовать улучшению качества жизни в лесных поселках.
Несмотря на отдельные позитивные примеры, к сожалению, пока приходится признать, что в большинстве регионов России, как и на федеральном уровне, открытость информации о лесах для общественности очень низка, население в управлении лесами практически не участвует, а органы управления лесами в большинстве случаев не видят позитивных сторон в обеспечении участия населения в управлении лесами.
Тем не менее, интересы общества, потребности и стремления по отношению к лесам продолжают развиваться, потенциал для конфликтов и их размах будет расти вместе с осознанием масштаба экологических проблем. То, как мы будем управлять нашими лесами должно зависить от общественности не меньше, чем от мнения ученых и управленцев.
Исходя из последних событий, связанных с конфликтами вокруг Химкинского леса и ряда других проектов, приводящих к неустойчивому использованию природных ресурсов в местах, имеющих особое социальное и экологическое значение, сейчас Россия входит именно в ту фазу, когда сформировавшийся «средний класс» готов твердо отстаивать свое конституционное право на благоприятную окружающую среду. Сейчас только от федеральных и региональных органов власти зависит, насколько болезненным будет переход от конфронтации к сотрудничеству с общественностью, и приведет ли он к социальным потрясениям, с одной стороны, и к безвозвратным утратам ценных лесных массивов, с другой.
Что я могу сделать для леса?
- я могу требовать от региональных и федеральных органов власти размещения в открытом доступе информации о состоянии лесов, планах рубок и строительства на их территории;
- я могу препятствовать незаконной деятельности или бездействию в лесу: против незаконных рубок (необоснованных «санитарных» рубок, рубок за пределами границ лесосек, в экологически и социально ценных лесах), несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах и др. – для этого я могу обращаться с письменными запросами и жалобами в прокуратуру, губернатору, Президенту;
- я могу требовать восстановления государственной лесной охраны, сотрудники которой (лесники) боролись бы с незаконными рубками и лесными пожарами;
- я могу соблюдать сам и требовать соблюдения от других правил противопожарной безопасности в лесах – не оставлять непогашенные костры в лесу, не жечь сухую траву вблизи леса и лесополос;
- я могу приобретать для своего бизнеса и для личного использования FSC-сертифицированную продукцию из древесины экологически и социально ответственных производителей;
- я могу сажать лес. При посадках деревьев на лесных землях, в населенных пунктах нужно согласовать планы посадок с органами управления лесами и с муниципальными властями;
- я могу поддержать общественные организации, например, WWF России, которые добиваются большей открытости информации о лесах, вовлечения населения в управление лесами, обеспечения экологической устойчивости и социальной ответственности в управлении лесами.
Что я могу сделать для леса, если я – Президент России?
- я могу признать ошибочность поспешного ппринятия в 2006 г. Лесного кодекса, который не соответствует ни интересам граждан России, ни бизнеса, ни природы нашей страны и потребовать разработки нового Лесного кодекса с привлечением авторитетных ученых и общественных организаций, ответственного лесного бизнеса, чтобы новый Лесной кодекс создал возможности для интенсивного, экономически и экологически устойчивого и социально ответственного лесного хозяйства;
- я могу потребовать от Правительства разработки Национальной лесной политики России, в которой будут сформулированы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели и задачи лесного сектора страны в интересах населения и ответственного бизнеса, а не узкого круга людей;
- я могу признать, что для того, чтобы получать доход от использования лесов, необходимо вначале инвестировать в интенсификацию лесного хозяйства, прежде всего, обеспечивая интенсивных уход за лесом, в восстановление государственной лесной охраны, в лесную науку и подготовку кадров и потребовать от Правительства создания целевой программы финансирования, направленной на достижение реальных и конкретных результатов;
- я могу признать, что не тронутые человеком, малонарушенные массивы лесов являются национальным достоянием России и могу потребовать от Правительства усилий по их сохранению за счет интенсификации лесопользования на староосвоенных лесных территориях;
- как гарант Конституции, я могу потребовать обеспечение полной информированности общественности о состоянии лесов, планах их хозяйственного освоения и деятельности органов управления лесами, контролировать обеспечение учета интересов местного населения при использовании лесных ресурсов.
Теги: WWF